Биография Масутацу Ояма

Масутацу Ояма родился 27 июля 1923 года в Корее, в городе Кимдже, провинции Чолла-Пукто, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитогоянбана, и получил при рождении имя Чхве Ён Ый (кор. Чхве Ён Ый ???, ???), и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бай-Дал, Сай Моко, Гарю, Мас Того[2].

В начале 20 века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое выбрал себе юноша — Масутацу Ояма — переводится как «Большая гора» («О» в переводе с японского означает «большой, великий», «яма» — «гора»).

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера И учился китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма поехал в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, занимающимися по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, создателя Шотокан. Так Ояма узнал о существовании этого стиля.

Информация об учителях Оямы противоречива. В его многочисленных работах затруднительно отыскать имена его наставников. Ояма достаточно подробно описывает годы своего детства, но лишь вскользь упоминает, что изучал стили Сётокан и Годзю-рю «и другие», но пошёл собственным путём. Порой, утверждения самого Оямы противоречат друг другу. В результате представляется затруднительным составить представление об истории становления Оямы как мастера. Создаётся впечатление, что Масутацу Ояма сознательно замалчивал имена своих учителей. Однако, сохранились некоторые, весьма почтительные, воспоминания Оямы о некоторых наставниках. Так, о Гитине Фунакоси он говорит: «Мастер Фунакоси выправил меня. Он показал мне подлинную суть каратэ». Во время второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю-дзюцу Дайто-рю у крупного мастера Котаро Ёсиде, о котором Ояма пишет: «Я прочел множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приёмах, столь замечательных, как приёмы моего учителя Ёсиды. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными…». Ояма изучал каратэ Годзю-рю под руководством корейца Со Нэйтю, ближайшего соратника знаменитого Ямагути Гогэна. Позднее Ояма стал учеником уже самого Ямагути Гогэна. В 1956 году «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку между Масутацу Ояма и главой японской школы Годзю-рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Масутацу Ояма сертификат на обладание 7-м даном Годзю-рю и званием кёси (Почётное звание, учрежденное в июне 1901 года Дай Ниппон Бутоку кай за особые достижения в преподавании будо). Запись о присвоении Ояма Масутацу звания кёси — «наставника» — и степени 7-й дан, датированная 1954 годом, действительно имеется в Тетради фиксации сведений о присвоении мастерских степеней, и сделана она рукой самого Ямагути Гогэна. Однако в том же 1956 году Масутацу Ояма неожиданно порвал с Ямагути Гогэном, основал собственное додзё и начал пропагандировать собственный стиль каратэ. Он понимал, что может претендовать на большее, чем быть вторым номером при Ямагути. Достоверно известно, что конфликт между Масутацу Ояма и Ямагути был очень острым.

Как бы там ни было, уйдя от Ямагути, Ояма фактически порвал со всем миром каратэ, ведь для ортодоксально настроенных каратистов его поступок был ничем иным, как предательством по отношению к учителю. Хорошо известно, что многие представители японского каратэ и до этого неоднократно критиковали Масутацу Ояма за нарушение писаных и неписаных норм каратэдо — за чрезмерную жестокость, проявленную в убийствах быков, за получение денег при демонстрации каратэ в США и т. д. Разрыв с Ямагути, похоже, переполнил чашу терпения и превратил Масутацу Ояма в изгоя. Правда, позднее, когда школа Кёкусинкай набрала силу и превратилась в одну из крупнейших организаций каратэ в Японии, руководителям ведущих организаций при решении различных вопросов не раз приходилось садиться с ним за стол переговоров.

Со своей стороны, на изгнание из мира каратэ Ояма, похоже, отреагировал тем, что стал вымарывать собственный путь в боевых искусствах, замалчивать имена своих реальных учителей и создавать мифологизированную историю своей жизни и своей школы, чтобы и с морально-этической стороны обеспечить её состоятельность в глазах широкой публики. Похоже, именно так рождался образ просветленного мастера, познавшего каратэ в затворничестве в горах и спустившегося в лохмотьях в этот мир, чтобы дать всем желающим Кёкусин — «Абсолютную истину».

В 1963 году Ояма построил штаб-квартиру (Хонбу) Международной организации каратэ (IKO), которая в 1964 году получила официальное название Кёкусин кайкан — «Дворец общества абсолютной истины».

В 1966 году небольшая команда учеников Масутацу Ояма в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры Акио приняла вызов, брошенный представителями таиландского бокса, и в матче с сильнейшими представителями муай-тай в Бангкоке одержала победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ.Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 50-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, в ходе которых организовывал показательные выступления с демонстрацией техники каратэ и тамешивари, проводил показательные бои. Благодаря пропагандистской деятельности Ояме удалось в сравнительно сжатые сроки создать одну из крупнейших организаций — Международную организацию каратэ (IKO).Ояма воспитал большое количество талантливых учеников, некоторые из которых основали собственные стили.